2 книги о формировании отношений между производством и искусством %Urbanatura
  • Главная
  • Журнал
  • 2 книги о формировании отношений между производством и искусством

2 книги о формировании отношений между производством и искусством

Здравствуй, читатель! В этом выпуске ЛитОбзора рассмотрим две интересные книги, посвященные сложным взаимоотношениям между искусством и производством и тому, как общество реагировало на них.

1. Борис Арватов «Искусство и производство»

Источник: Обложка книги «Искусство и производство», vse-svobodny.com

Для чего читать: чтобы погрузиться в контекст формирования идей промышленного дизайна в революционную эпоху и ознакомиться с авангардным течением. 

Авангардный, громкий, революционный текст. Арватову приписывают такие термины, как производственное искусство, «производственничество» (оно же «продукционизм»). Идеи Бориса Арватова оказали большое влияние на западные исследования советского авангарда. Сами же эти идеи сформировались под влиянием политических, технических, культурных запросов русской революции. По очевидным причинам, эти идеи, теории и стиль их изложения созвучны времени их написания. Весь текст изобилует критикой устаревших образцов, приемов и установок в творчестве. Я бы сказала даже, что в некоторых местах автор беспощаден к историческому наследию (отдельно в эссе критикуется «народное творчество»). Взгляд Арватова на некоторые идеи настолько нетривиален, что даже шокирует. Признаюсь честно, к повествованию сначала нужно приноровиться. Во многом можно согласиться с автором в его отказе от излишних украшательств, в его следовании золотому правилу «форма следует за функцией». Вопросы, которые поднимаются в ряде его эссе, затрагивают сложную историю отношений между художником и производством, ремесленником и экономикой.

«….художник должен был отправиться на завод, ведь если художники были техниками и рабочими – в первую очередь, — то где еще их навыки могли лучше использоваться и развиваться, если не среди рабочих и техников?». (стр. 11, Введение. Авт. Дж. Робертс)

Эссе «Капитализм и художественная промышленность»

В эссе «Капитализм и художественная промышленность» речь идет о роли художника в социуме, производственных отношениях и сравнении его с ремесленником. В тексте Арватов призывает к коллективному труду, агитирует художника использовать свои навыки в цеху и отказаться от утонченного индивидуализма. Эссе по своей структуре разделено на семь высказываний на темы, которые так или иначе заставляют задуматься. Некоторые из этих высказываний, которые я бы охарактеризовала как приглашение к диалогу, довольно провокационны. Написанное сто лет назад эссе, безусловно, – артефакт своего времени, поэтому его определенно интересно читать в наши дни в условиях постсоветского пространства и анализировать, что из изложенного до сих пор актуально. Я бы посоветовала читать этот текст с позиции исследователя: порассуждать, проанализировать наследие русского авангарда и его влияние на нашу современность, как оно вплелось в наш повседневный быт и сформировало отношения между творцами и производственниками.

2. Фрэнк Уитфорд «Баухаус»

Источник: Обложка книги «Баухаус», admarginem.ru

Для чего читать: для подробного ознакомления с деятельностью одной из самых знаменитых школ дизайна 20 века.

В той или иной степени, со школой Баухаус знакомы все. Даже если вы не читали о ней целенаправленно, то многие из ее особенностей и методик преподавания так или иначе коснулись вас. Эта книга объединяет и структурирует все периоды становления и угасания одной из самых знаменитых школ дизайна в мире, освещает организационные проблемы, а также содержит воспоминания многих студентов и преподавателей. Текст проводит нас через три периода жизни Баухауса: в Веймаре, Дессау и Берлине. Легко читается и способствует полному погружению в студенческую атмосферу. Думаю, эта книга увлечет не только действующих студентов и выпускников дизайн-направлений, но и преподавателей, а также широкую аудиторию читателей, интересующихся дизайном.

Внутренняя система преподавания схожа с советскими  ВХУТЕМАС/ВХУТЕИН (о них мы поговорим в следующем выпуске). Само училище сформировалось на базе Веймарской школы искусств и стало ответом на потребность в реформе художественного образования и порожденным ею требованием воспитать разносторонне развитых специалистов:

«Искусствам предстояло найти себе место рядом с великим разнообразием ремесел, а по возможности – еще и с архитектурой и инженерным делом». (стр.27).

Реформа коснулась не только содержания и формы обучения, но и терминов, которые использовались школой для обозначения ролей в образовательном процессе: преподаватели стали «мастерами», а студенты – «учениками», «подмастерьями». Таким образом даже на вербальном уровне подчеркивалась ориентация школы на ремесла, ее принадлежность к миру труда и то, что Баухаус «гордо несет флаг антиакадемизма» (стр. 30). Чтобы присоединиться к образовательному процессу и поступить в школу, абитуриентам необходимо было предоставить следующие документы:

«…примеры своих работ, биографию, отчет о финансовом положении, медицинское заключение, описание всей предыдущей учебной практики и письменное свидетельство местной полиции о том, что ничего дурного за ними не замечено» (стр. 71).

Оскар Шлеммер, Василий Кандинский, Пауль Клее, Йоханес Иттен, Ласло Мохой-Надь – вот неполный список громких имен людей, принявших участие в жизни Баухауса. Сложно переоценить влияние художественного училища: многие из его методик до сих используются в современных вузах на занятиях по колористике и композиции. В ходе обучения ученики много времени проводили в мастерских: занимались гончарным делом, ткачеством, осваивали навыки работы с деревом, металлом и многое другое. Чтобы максимально приблизить образовательный процесс к реальной жизни, ученики должны были стараться делать вещи на продажу.

Хорошо показывает внутренний мир школы глава 7 «Ученики» и глава 9 «Новые лица». История развития Баухауса изобилует как взлетами, так и падениями: от недостатка финансирования до выживания в сложной политической обстановке. Во многом цель обучения – а именно связать между собой искусство и производство – была достигнута, заложив основу для дальнейшей работы многих художественных организаций.

Рекомендую эту книгу к прочтению для большего погружения в историю становления промышленного дизайна, а также для понимания контекста формирования профессии.

Мегаполисе мы делимся друг с другом прочитанными книгами и изученными материалами, чтобы внедрять различные принципы в конструирование объектов городской среды. С нашими работами вы можете ознакомиться в базе 3D-МАФ.

Надеюсь, эта статья была тебе полезна!

  • Анализ
author
Дарья Мурашкина
Промышленный дизайнер Megapolis, выпускница СПбГУПТД и магистратуры ИТМО по программе Art&Science. Придерживается принципа «форма следует за функцией», вдохновляется работами Дитера Рамса. Пишет о промышленном дизайне, философии и литературе.
20 августа 2025 7 мин

Подписка на новую коллекцию

Первыми получайте доступ к новым коллекциям, реализованным проектам и актуальным полезным материалам для архитекторов. Письма 2 раза в месяц, обещаем не чаще.

Каталог

После заполнения формы начнется скачивание каталога. Дождитесь загрузки и ознакомьтесь с материалами от производителя.
Выберите оптимальное решение
для вашего проекта!

Стать частью архитектурного ресурса

Удобный доступ к проверенным
решениям и экспертной поддержке

Вопрос производителю

Задайте свой вопрос, и наши эксперты свяжутся с вами для детального ответа.
Выберите оптимальное решение
для вашего проекта!

Этот сайт использует cookies
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с условиями, описанными в Политике конфиденциальности