2 книги для погружения в профессию промышленного дизайнера
Привет, читатель! Когда передо мной встала задача написать статью для «Урбанатуры», я долго не могла определиться с темой. Поразмыслив, поняла, что единственное, чем я могу с уверенностью поделиться с тобой, — литература, которая помогла (и до сих пор помогает) формировать мое мышление как промышленного дизайнера и проектировщика. Поскольку сфера моей деятельности — промышленный дизайн, писать буду в основном о нем. А об архитектуре вам лучше расскажут мои коллеги.
Начнем с того, что главное для промышленного дизайнера, помимо навыков проектирования и художественного самовыражения, — это его мышление. Оно должно быть:
- в меру критическим — чтобы продукт был полезным;
- в меру мечтательным — чтобы продукт был интересным;
- в меру идеалистическим — чтобы отстаивать свою позицию в борьбе за этот полезный и интересный продукт.
Решив стать дизайнером, специалист должен быть готов к постоянному поиску гармонии между функциональностью и эстетикой: в этой сфере деятельности важно учитывать не только образную составляющую продукта, но и технологические особенности производства, которые неизбежно накладывают свои ограничения на идею.
Для формирования мышления литература выступает равноправным помощником наряду с практикой. Именно поэтому в серии статей я буду делиться с тобой, читатель, полезными (или просто интересными) книгами и эссе. Для удобства в начале буду указывать основные сведения о книгах, а в тексте — приводить номера страниц, на которые ссылаюсь. Иногда буду иллюстрировать повествование отсканированными страницами моих экземпляров.
1. Виктор Папанек «Дизайн для реального мира»
8-е издание
Издатель: Дмитрий Аронов
Москва, 2022
Зачем читать: чтобы понять суть профессии и свою ответственность.

«Конечно, существуют и более вредные профессии, нежели промышленный дизайн, но их совсем немного» — так начинается предисловие к первому изданию этой, несомненно, культовой книги, обязательной к прочтению каждому промышленнику (с. 19).
В ней раскрывается сама суть профессии, критикуются системы патентования, затрагивается спектр необходимых навыков: от художественного видения до понимания экономики и производства. Книга хороша тем, что написана живым и бойким языком (Виктор Папанек, на самом деле, тот еще бунтарь — это чувствуется в его манере изложения). Она нацелена на студентов (которым автор и посвятил свой труд) и начинающих специалистов, призывая их к ответственному подходу в проектировании:
«Как дизайнеры, чувствующие свою социальную и моральную ответственность, мы должны направить свои силы на решение проблем зашедшего в тупик мира» (с. 24).
Особенно важно упоминание дизайнера не как узконаправленного специалиста, а как того, кто выступает посредником — связующим звеном между множеством факторов, задействованных в производстве. Хороший дизайнер разбирается не только в том, что красиво, а что нет, но и в том, как воплотить идею в жизнь. Он должен знать инженерное дело, особенности производства, понимать психологию покупателя, предвидеть потенциальные сценарии использования продукта и многое другое.

В тексте ты встретишь много критики. Критику профессии, критику коллег, критику системы, критику… Но не пугайся: это не та критика, которая лишает надежды, а та хорошая и добрая, которая открывает читателю глаза, бережно встряхивает за плечи и словно говорит: «Очнись! Посмотри вокруг, осознай ответственность, действуй вдумчиво». Это тот самый сорт «горькой правды», без которой невозможен личностный и профессиональный рост. Автор умело сочетает горькие пилюли критики с позитивным взглядом на будущее, утверждая: «Все люди — дизайнеры», а значит, каждый вносит свой вклад в мир, в котором мы живем.
2. Вилем Флюссер «О положении вещей. Малая философия дизайна»
Издатель: Ад Маргинем Пресс
Москва, 2016
Зачем читать: чтобы погрузиться в междисциплинарность и расширить кругозор.

Книга философской направленности с лингвистическим уклоном (главу «О слове «дизайн»» особенно рекомендую любителям языковедения) и общими рассуждениями о добре, ответственности и морали. Как и работа Папанека, «О положении вещей» указывает на ответственность дизайнера перед потребителем и самим собой:
«Приходится выбирать: становиться святошей или дизайнером» (с. 36).
Однако в отличие от более практичного и бодрого Папанека, Флюссер погружен в философские размышления о природе дизайна как такового, сохраняя при этом не меньшую живость изложения. На страницах причудливо проявляется междисциплинарность: в эссе переплетаются лингвистика, философия, этика, антропология, психология и другие области знания.
Ниже привожу список глав, на которые рекомендую обратить внимание:
3. О слове «дизайн»
4. Форма и материал
8. Фабрика
13. Существует ли этика промышленного дизайна?
19. Городская планировка
Особенно хочу отметить главу 13 — «Существует ли этика промышленного дизайна?» (с. 75), в которой, на мой взгляд, затрагиваются важные вопросы социальной и нравственной ответственности. В 8 главе «Фабрика» прослеживается связь с идеями Маршалла Маклюэна (кстати, его работу «Understanding Media: The Extensions of Man» рекомендую любителям современной философии).
Книга написана интересным языком, содержит множество ярких примеров, предположений о будущем и рассуждений в контексте истории и социологии. В главе 21 «Не вещь II» поднимаются темы актуальности, прогресса и размышлений о невещественной культуре. Для нас, людей, живущих и творящих в эпоху глобальной цифровизации, эта глава особенно актуальна. На самом деле, спектр тем, затрагиваемых Флюссером, действительно обширен: от искусственного интеллекта до обсуждения гончарного ремесла. Сам текст богат историческими отсылками, читается легко и способствует полному погружению в тему. Читать особенно увлекательно, ведь автор — известный исследователь медиакультуры, чей профессиональный опыт обогащает каждую страницу.
В Мегаполисе мы делимся друг с другом прочитанными книгами и изученными материалами, чтобы внедрять различные принципы в конструирование объектов городской среды. С нашими работами вы можете ознакомиться в базе 3D-МАФ.
Надеюсь, эта статья была тебе интересна и полезна. И помни, читатель:
«Все люди – дизайнеры» (с) В. Папанек.