Ночной город как отдельная дисциплина

В нашем журнале недавно вышла статья на тему шумового загрязнения городов. Но помимо акустического перенасыщения, современные населенные пункты столкнулись еще и со световым. Исследователи фиксируют, что ежегодно освещенность городов во всем мире в ночное время растет. Эта проблема привела к идее восприятия источников освещения в городе не просто как технических объектов, а как полноценных участников архитектурных процессов.
Световое загрязнение и его влияние на человека
Световое загрязнение — проблема, проявляющаяся в глобальном плане в чрезмерном и несистемном использовании искусственных источников освещения.
Среди основных проявлений светового загрязнения можно выделить:
- Засвечивание ночного неба искусственными источниками освещения
- Вторжение искусственного уличного света в окна жилых домов
- Чрезмерная динамика освещения
- Чрезмерная яркость источников освещения
У данных проявлений много последствий для окружающей среды, среди которых и увеличенное энергопотребление, и нарушение поведения многих диких животных, что чревато, например, авариями на трассах. Но основной вред световое загрязнение наносит самим людям.
За многие тысячелетия эволюции организм человека, как и почти любого другого животного, формировался под влиянием циркадных ритмов. Смена дня и ночи играет в нашей жизни невероятно важную роль. К этому явлению привязана выработка многих гормонов и нейромедиаторов, отвечающих за психическое и физическое состояние человека.
Световое загрязнение в ночное время чревато прерывистым сном или его полным отсутствием. Это в долгосрочной перспективе вызывает нарушения в работе мелатониновой и дофаминовой систем, приводит к риску возникновения бессонницы и, как следствие, к спектру других болезней, среди которых: депрессия, гипертония и многие другие.
Помимо нарушения сна, было доказано, что синие лучи способствуют увеличению риска заболеваний сетчатки глаза.
Зачем вообще нам свет в городе ночью
Логичный вопрос, вытекающий из описанных выше проблем. Однако, в отличие от акустического шума, являющегося результатом ряда сторонних процессов существования городов, световое загрязнение — чаще всего результат неграмотной попытки сделать их лучше без опоры на анализ местности и контекста.
Если говорить о масштабных источниках света, засвечивающих небо, на первое место претендуют теплицы. Наличие светового оборудования в них обосновано особенностями выращивания разных культур в непривычных для них условиях и улучшению их качеств. Такой «парниковый» вклад в световой шум особенно заметен, например, в Мурино.

Но не одними теплицами и другими промышленными объектами освещается ночное небо наших городов. Каждый дорожный фонарь, каждый придомовой светильник и каждый билборд вносит свою лепту в освещенность ночью.
Но ведь без света ночью никак. Те же фонари у подъездов или дорожные светильники делают нашу с вами жизни безопаснее и комфортнее, а вывески и билборды играют важную роль в развитии малого и среднего бизнеса. Так проблема светового загрязнения становится проблемой в первую очередь поиска баланса.
Архитектура света как способ решения
Мировое сообщество урбанистов осознало, какой вред оказывает световое загрязнение на биосферу и как трудно удерживать баланс освещенности территорий. Стало понятно, что освещению городов необходим комплексный подход, учитывающий особенности каждого отдельного города, — и связывающий световые решения с метриками комфорта и безопасности. Так уличное освещение вошло в архитектуру.
Комплексный подход в работе над освещением подразумевает грамотное размещение источников освещения в среде, правильный выбор режимов освещения, светораспределения и температур. Более того, внедрение источников освещения в архитектуру позволило выявить из этого взаимодействия и необычные плюсы. Так архитекторы и дизайнеры среды сегодня создают из источников освещения целые композиции или используют изделия особого, декоративного вида.

Советы архитекторам. Как избежать негативного влияниями искусственного освещения
- Избегайте попадания лучей искусственного освещения в окна жилых домов.
Для этого во дворах и вблизи окон рекомендуют использовать источники света, направленные от окон. Освещение входных групп так же рекомендуется располагать под козырьками. - Грамотно рассчитывайте необходимое освещение пешеходных и автомобильных транзитов.
Главным образом за нормативы по освещенности тех или иных архитектурных объектов и дорог в нашей стране отвечает СП52.13330.2016. В нем содержатся допустимые значения освещенности, как в самих помещениях, так и на улице. - Не злоупотребляйте архитектурной подсветкой зданий.
Иногда красивые решения с подсветкой каких-то элементов архитектуры могут привести к попаданию лишнего света в окна домов. Для избежание таких ситуаций рекомендуется использовать рассеянный свет при подсветке архитектуры, направлять его дальше от окон и не использовать на жилых домах элементы со светодинамикой. - Не размещайте крупные световые рекламные конструкции в спальных районах.
Билборды и крупные стенды не просто создают в спальных районах световое загрязнение — они и не слишком экономически эффективны в таких ситуациях. Эти конструкции были придуманы для того, чтобы заинтересовывать в первую очередь автомобилистов. Поэтому их размещение целесообразнее не в спальных районах, а на оживленных улицах и трассах. - Используйте источники разной световой температуры.
Свет оказывает влияние на состояние человека и как стимулятор. Не даром в офисах предпочитают использовать холодное освещение, поскольку считается, что оно «бодрит» сотрудников. На улицах действуют похожие правила. Теплый свет успокаивает, холодный — придает энергии. Однако не стоит забывать и о том, что одна и та же температура освещения по-разному смотрится в разной среде. 3000 кельвинов в условиях исторических улиц Санкт-Петербурга будет казаться «желтее», чем те же 3000 в парке. Подбирайте температуру освещения с умом.
Особая роль уличного освещения в благоустройстве российских городов
Россия, благодаря своей большой и вытянутой вдоль северного полюса площади, имеет множество городов, на которые так или иначе оказывают влияние полярная ночь и полярный день. Жители регионов, которым достались такие необычные климатические условия больше других нуждаются в грамотной работе с источниками освещения. Здесь особенно важны «мягкие» сценарии и контроль засветки в окна — прием хорошо сочетается с «точками неподвижности» и зелеными экранами.
Приятно осознавать, что за последние годы в нашей стране сильно возросло внимание к северным городам. Именно в них мы и можем наблюдать наибольшее количество всевозможных экспериментов по работе с уличным освещением.

Баланс ночного света: финальный чек-лист
Город ночью должен читаться спокойно: равномерная вертикальная освещенность в местах с траффиком, теплый свет рядом с жильем, экранирование источников и минимум динамики. Один акцент — только там, где он поддерживает навигацию; остальное — фон без бликов.
Решения лучше проверять пилотами, связывая их с показателями комфорта и безопасности. Под конкретный контекст удобнее собрать конфигурации в базе Urbanatura — 3D-модели и спецификации помогают быстро настроить «ночную картину» места, а в каталоге проектов есть примеры с работающими схемами.