Как усилить впечатление: приёмы для городских арт-объектов, которые работают %Urbanatura
  • Главная
  • Журнал
  • Как усилить впечатление: приёмы для городских арт-объектов, которые работают

Как усилить впечатление: приёмы для городских арт-объектов, которые работают

Город запоминается не только маршрутами и сервисами, но и моментами удивления — теми самыми точками, где хочется замедлиться, оглядеться и достать камеру. Арт-объекты становятся такими маркерами памяти: они собирают вокруг себя внимание, задают тон месту и остаются в голове дольше, чем самая подробная навигация.

В предыдущей статье мы уже рассматривали функциональные арт-объекты, но что, если единственная функция некоторых инсталляций — это привлекать внимание и радовать глаз? Как произвести эффект на окружающих своим творением и возможно ли усилить этот эффект? Давайте рассмотрим несколько основных приемов.

Масштаб

Пожалуй, самый очевидный прием в этом списке — «масштаб». К нему часто прибегают художники, ведь ничто так не привлекает внимание, как гигантский паук (скульптура «Маман» Луизы Буржуа) или капля размером с дом («Облачные ворота» в Чикаго Аниша Капура). На мой взгляд, как работает этот эффект, предельно понятно.

Источник: theconversation.com. Скульптуры «Облачные ворота» и «Маман»

Но не только гигантские объекты притягивают внимание. Как показывает практика, трудно бороться с желанием разглядеть все крошечные детали миниатюрной фигурки. При взгляде на такие объекты всегда возникает ощущение, что соприкасаешься с каким-то мини-миром. Наверное, самые яркие представители этого приема — работы австралийского художника Майкла Педерсона.

Источник: demilked.com. Мини-инсталляции «Corner Bar» и «Island»

Привычные вещи в непривычных местах

За годы жизни мы привыкаем к определенному режиму дня, создаем особый порядок в своих квартирах, но есть и общепринятые вещи: хлеб лежит на кухне, зубная щетка в ванной, кровать в спальне. Поэтому, когда мы видим ту или иную вещь в непривычных для нее декорациях, нашему мозгу нужно какое-то время, чтобы обработать данную информацию. Почему это здесь? Зачем здесь? А для чего? И еще очень много вопросов.

Поэтому не удивительно, что такие арт-объекты захватывают наше внимание. На мой взгляд, самые яркие представители данного приема — это дверь на пляже в Австралии авторства иранской художницы Ширин Абединирад (скорее всего каждый из вас видел эту дверь в пинтерест).

Источник: shirinabedinirad.com. Инсталляция «Tide»

Еще для примера хотелось бы рассмотреть скульптуры арт-группы «Cracking Art». Ну согласитесь, черепахи на улицах города притягивают взгляд, особенно если это синие черепахи. В данном случае помимо непривычной обстановки, внимание привлекает еще и непривычный цвет. Часто арт-объекты сочетают в себе несколько приемов, и в этой статье для каждого приема я рассматриваю самое ярко выраженное качество, чтобы максимально доступно проиллюстрировать прием.

Источник: artsy.net. Работы группы в Сиракузах, Италия

Расхождение формы и содержания

Если для первых двух приемов суть понятна из названия, то далее потребуется небольшое пояснение. Бывает так, что привычный и даже дружелюбный на первый взгляд объект при более внимательном рассмотрении вызывает у нас чувство страха — это и есть расхождение формы и содержания. Это, наверное, мой любимый прием, но он не совсем уместен для городского пространства, а скорее для музеев, так как призван шокировать публику. Тем не менее он встречается и в уличных арт-объектах.

Например, парк Les Jardins d’Étretat авторства ландшафтного архитектора Александра Гривко. Создатель голов, украшающих парк — Самуэль Сальседо. Эти каучуковые головы диаметром почти полтора метра, и каждая из них выражает разную эмоцию. Посетители парка отмечают, что, проходя мимо головы можно увидеть, как меняется выражение ее лица. На первый взгляд приветливая картинка — эмоция, тонущая в композиции талантливого ландшафтного дизайнера. Но всматриваясь в фото холодок по коже пробежал, согласитесь.

Источник: bien-voyager.com. Сады Этрета в Нормандии, Франция

Еще один пример — парк Veijo Ronkkonen’s Sculpture Park в селе Койтсанлахти, на юго-востоке Финляндии. Создатель скульптур — местный художник, в честь которого и назвали парк. Всего в нем 450 скульптур и создавались они на протяжении 49 лет. Здесь десятки «бетонных» людей в самых разных позах, дети, животные, герои финского эпоса и т. д. У некоторых фигур есть зубы — художник использовал вставные челюсти в своих работах.

Скульптуры выкрашены в приятные цвета, многие из них «занимаются спортом», что может быть лучше? Но, посмотрите еще раз на фото — жуть все равно пробрала, не правда ли? В данном случае мы ощущаем еще и эффект зловещей долины, который усиливает расхождение формы и содержания. Парк очень самобытный и интересный, и ночью, наверное, вообще приобретает особый шарм.

Источник: shutterstock.com. Парк Вейо Рёнккёнен

Материалы

Ничто не влияет на внешний вид изделия так, как материал, из которого оно создано — с этим трудно поспорить. Бывает так, что именно материал становится визитной карточкой объекта и благодаря ему арт-объект хочется рассматривать и взаимодействовать.

Так, например, скульптуры Патрика Догерти выполнены из гибких деревянных прутьев, палочек, саженцев — в работу идет все — от ивы до кизила. Он создал более 250 работ, которые сейчас украшают парки, скверы, сады и даже помещения.

Источник: demilked.com. Скульптуры автора во Франции и США

А художник-концептуалист Ха Шульт создает свои произведения буквально из мусора. Его философия такова: «мы все созданы из мусора, в мусор мы и превратимся». Скульптуры уже успели погастролировать по миру и побывали в Париже, Москве, Пекине, Каире, Килкенни и Церматт.

Источник: Getty Images.com. Инсталляции во Франции и Египте

Подводя итоги, хочу сказать, что в данной статье я привела лишь некоторые из возможных приемов для создания арт-объекта. Остальное родится на площадке — из контекста, ограничений и вашей смелости. Возможно, какой-то новый прием придумаете именно вы!

А когда замысел переходит в реализацию, помогают правильные опоры среды: модульные основания, сидячие кромки, перголы, навигация, аккуратные световые композиции. С ними идея не «висит», а становится повседневной практикой места. Собрали сотни конструкций в нашей базе 3D-моделей. Есть и линейки МАФов, и готовые объекты, чтобы примерить конфигурации еще на стадии эскиза и быстро дойти до живого результата.

  • Анализ
  • Тренды
author
Полина Саяпина
Промышленный дизайнер Megapolis, выпускница СПбГУ по направлению «дизайн среды». Увлекается музейным дизайном, сюрреализмом в городской среде и необычными формами. Пишет о психологии в дизайне, влиянии среды на человека и перфоманс-решениях.
19 сентября 2025 6 мин

Подписка на новую коллекцию

Первыми получайте доступ к новым коллекциям, реализованным проектам и актуальным полезным материалам для архитекторов. Письма 2 раза в месяц, обещаем не чаще.

Каталог

После заполнения формы начнется скачивание каталога. Дождитесь загрузки и ознакомьтесь с материалами от производителя.
Выберите оптимальное решение
для вашего проекта!

Стать частью архитектурного ресурса

Удобный доступ к проверенным
решениям и экспертной поддержке

Вопрос производителю

Задайте свой вопрос, и наши эксперты свяжутся с вами для детального ответа.
Выберите оптимальное решение
для вашего проекта!

Этот сайт использует cookies
Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с условиями, описанными в Политике конфиденциальности